Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

быков ролан ант

Гуманитарный словарь

БЫ́КОВ Ролан (Роланд) Ант. (1929-98) - актер и режиссер кино. В 1951 окончил актерский ф-т театр. уч-ща им. Щукина; в течение 8 лет - актер Моск. ТЮЗа. Играл в осн. острохарактерные и комедийные роли, реализуя уроки вахтанговского гротеска. В кино снимается с 1955 (ф. "Пед. поэма", роль воришки по прозвищу Перец). В 1959 Б. исполнил гл. роль в ф. А. Баталова "Шинель" (по пов. Н. Гоголя). В 1960-х гг. играл в кино преим. комедийные роли: библиотекаря в ф. "Осторожно, бабушка!" (1960), Бармалея в собств. ф. "Айболит-66" (1966) и др. В 1965 Б. выступил в серьезной психол. роли трубача Василия Петровича в ф. А. Митты "Звонят, откройте дверь!"; в 1967 в картине А. Аскольдова "Комиссар" создал трогат. образ местечкового еврея Ефима, с риском для собств. жизни приютившего у себя красного комиссара-женщину во время гражд. войны; в 1971 - роль ком. партизан Локоткова в ф. А. Германа "Операция "С Новым годом!" ("Проверка на дорогах") - одного из тех простых солдат, к-рые вынесли на своих плечах груз Вел. Отеч. войны. На экран оба ф. вышли в кон. 1980-х гг. В 1970-80-х гг. Б. работал в комедийном и "серьезном" жанрах. В эксцентрич. ключе им сыграна роль кота Базилио в телемюзикле "Приключения Буратино" (1975); до высот подлинной сатиры поднялось актерское иск-во Б. в ф. С. Овчарова "Оно" (1989, по мотивам произв. М. Салтыкова-Щедрина), где актер как бы "примеривает" на себя маски разл. вождей недавнего прошлого. "Серьезное" направление творчества Б. представлено ролью ученого-физика, спасающего детей от гибели, в филос.-фантастич. ф. К. Лопушанского "Письма мертвого человека" (1987); и др. В 1957-59 Б. рук. студенч. т-ром МГУ; в 1962 ставит на "Мосфильме" комедию "Семь нянек"; в 1963 (совм. с Н. Орловым) ф. "Пропало лето". Этот ф., поставл. в мосфильмовском объединении "Юность", относится к разряду дет. кино - осн. обл. дальнейшей реж. работы Б.: лирич. комедии "Внимание, черепаха!" (1970), "Телеграмма" (1971), "Автомобиль, скрипка и собака Клякса" (1975). В самом значит. дет. ф. Б. "Чучело" (1984) проявились тревога и боль за исковерканные души детей, осн. причина чего - неверные методы воспитания в совр. отечеств. школе. Среди др. ф. актера Б.: "Я шагаю по Москве" (1964), "Здравствуй, это я!" (1965), "Служили два товарища" (1968), "Андрей Рублев" (1971). Среди др. ф. реж. Б.: "Нос" (1977, по пов. Н. Гоголя, т/о "Экран"), "Свадебный подарок" (1982, совм. с А. Игишевым и Р. Эсадзе, Одесская к/ст).

Лит.: Левшина И. Ролан Быков. М., 1973; Львовский М. Человек, к-рому верят. М., 1990.

Р. А. Быков

Р. А. Быков

Полезные сервисы

быков ролан антонович

Энциклопедический словарь

БЫКОВ Ролан Антонович - БЫ́КОВ Ролан (Роланд) Антонович (Анатольевич) (12 ноября 1929, Киев - 6 октября 1998, Москва), российский актер, режиссер театра и кино. Народный артист СССР (1990). Лауреат премии Московского комсомола (1967) за создание фильмов для детей и юношества.

Яркое актерское дарование

В 1951 окончил театральное училище имени Б. В. Щукина и стал актером Московского ТЮЗа (см. МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ). В 1957-59 руководил студенческим театром МГУ. В 1958-60 - главный режиссер Ленинградского театра имени Ленинского комсомола. Снимался в кино с 1954. Первый значительный образ создал в фильме «Шинель» (1959), сыграв Акакия Акакиевича Башмачкина в лучших традициях русской психологической школы, одновременно подчеркнув трагикомичность «маленького человека». Эта тема в разных регистрах проигрывается в ряде других актерских работ Быкова: эксцентрично («Я шагаю по Москве», 1964), фарсово («Женитьба Бальзаминова», 1965; «Последняя реликвия», 1971), трагифарсово (телефильм «Вызываем огонь на себя», 1965; «Андрей Рублев», 1966), приобретая драматическое измерение («Звонят, откройте дверь!» и «Здравствуй, это я!», 1966) или даже трагический пафос («Комиссар», 1967, выпуск 1988, премия «Ника» за роль).

От актерских работ к режиссуре

Хотя актер предпочитал намеренно снижать возвышенную героику при помощи юмористической трактовки («Служили два товарища», 1968), чуть остраняя поведение персонажа в исключительной ситуации («Мертвый сезон», 1968) или же явно заземляя героя («Операция «С Новым годом», 1971, выпуск; «Проверка на дорогах», 1986). Страсть Быкова к буффонаде, карнавализации, демонстративному обнажению приемов игры, сознательному нарушению рамок искусства очевиднее всего проявилась в режиссерской работе «Айболит-66» (также лихо и виртуозно он сыграл в нем роль Бармалея), в которой талантливо и новаторски использовал жанр мюзикла (см. МЮЗИКЛ) и принцип вариоэкрана, что позднее применил в лирической комедии «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» (1975).

Однако щедро одаривая зрителей остроумными и блестящими актерскими находками в ряде лент 1970-х годов (телефильмы «Большая перемена», «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», киноленты «Деревня Утка», «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников»), он все-таки чаще разбрасывался впустую. После постановки нескольких картин для детей и юношества («Семь нянек», 1962; «Пропало лето», 1964, совместݐޠс Н. В. Орловым; «Внимание, черепаха!», 1970, главная премия на Международном кинофестивале детских фильмов в Москве; «Телеграмма», 1972) Быков смог добиться лишь на телевидении в 1977 реализации давно вынашиваемой экранизации «Носа» Н. В. Гоголя (сыграл также четыре роли). Неожиданно мрачная интерпретация и некоторый стилевой разнобой этой ленты повлияли на то, что она встретила раздражение начальства и была показана в советские времена только один раз.

Вынужденно сосредоточившись на актерской деятельности, Быков удачнее выступал в трагикомическом амплуа («Подранки», 1977; «Из жизни отдыхающих», 1981). С большим трудом, преодолевая сопротивление различных инстанций, он все-таки смог снять свою самую бескомпромиссную работу - нравственную драму из жизни школьников «Чучело» (1984, Государственная премия СССР, 1986).

В последние годы

Со второй половины 1980-х годов, посвятив себя занятиям в продюсерско-руководящей сфере (сначала в объединении «Юность» на «Мосфильме (см. МОСФИЛЬМ)», потом в созданном в 1989 Всесоюзном центре кино и телевидения для детей и юношества, ныне Международном фонде развития кино и телевидения для детей и юношества имени Ролана Быкова), стал редко сниматься. Хотя эти немногочисленные роли, не лишенные трагизма («Письма мертвого человека», 1986; «Серые волки», 1992) или трагифарсовые («Оно», 1990), вполне можно соотнести с работами лучшего актерского периода в творчестве Быкова во второй половине 1960-х годов, когда он даже подготовил в театре роль Пушкина, но так и не получил соизволения предстать на сцене.

Энциклопедия Кольера

Архив М. Ф. Сегиды.

1968 год. Архив редакции журнала "Искусство кино".

Р. А. Быков. 1996 г.

Полезные сервисы